Информация о реализации ФГОС ДО
ИНФОРМАЦИЯ
о реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования
В связи с вступлением в силу год Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации » и Приказа от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» была создана рабочая группа по введению ФГОС ДО в МКДОУ детский сад «Северяночка», основной целью которой являлось: реализация закона «Об Образовании в РФ», введение ФГОС ДО в практику работы детского сада, обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования.
Перед коллективом детского сада были поставлены следующие задачи:
-
разработка информационного сопровождения закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО;
-
внесение изменений и дополнений в нормативно-правовую базу ДОУ (организации);
-
совершенствование условий по реализации закона «Об Образовании в РФ», ФГОС ДО, включающих требования к психолого-педагогическим, кадровым условиям, повышению компетентности педагогов, развивающей предметно-пространственной среде, овладению современными способами обучения дошкольников.
Для решения поставленных задач были организованы семинары, КПК и обзорные консультации. Педагогов целенаправленно информационно «погружали» в содержание документов, проводился анализ содержательной части ФГТ и ФГОС; выявлялись основные проблемные точки, которые надо решить по ДОУ и конкретно по возрастным группам.
Для более глубокого изучения трудностей, возникших при введении и реализации ФГОС ДО в ДОУ, было организовано методическое сопровождение, которое включало в себя:
1. Проведение диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;
2. Проведение анализа соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
3. Постепенное комплектование методического кабинета ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.
4. Проведение педагогических советов на темы: «Введение ФГОС ДО в образовательно-воспитательный процесс ДОУ», ««Модернизация комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС ДО», «Проектная деятельность как способ формирования национальной культуры у детей дошкольного возраста», «Развитие познавательного интереса к окружающему миру у детей дошкольного возраста средствами робототехники»,
5. Проведение консультации «Что такое инклюзивное образование?», «Тематическое планирование в ДОУ»
6. Проведение круглых столов «Изучение и сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО», «Обзор примерных основных общеобразовательных программ ДО в соответствии с ФГОС ДО. ЗА и ПРОТИВ», «Комментарии к ФГОС ДО в части обновления развивающей предметно-пространственной среды и части, формируемой участниками образовательных отношений».
7. Семинары-практикумы «Новые подходы к педагогической диагностике в условиях ФГОС ДО», «Одарённые дети», «Робототехника в ДОУ».
8. Разработка методических рекомендаций к рабочим программам педагогов в соответствии с новыми стандартами
9. Проведено тестирование педагогов на предмет знания ими основных положений «Закона об образовании и ФГОС ДО».
10. Изучение опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах.
11. Проведено анкетирование педагогов на предмет выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО.
В ходе введения ФГОС в результате аналитической деятельности были выявлены и устранены следующие проблемы:
-
Недопонимание ценности индивидуализации образования (ФГОС), а именно отношение к ребенку как к субъекту деятельности; недопонимание современной трактовки обновления содержания образования, На практике данная проблема в ДОО выражается в ограничение свободы ребенка: выбирать темы проектов, дидактических мероприятий в НОД, исходя из интересов ребёнка, пользоваться в свободной самостоятельной деятельности атрибутами и игровым оборудованием не только группы, но и физкультурного/музыкального залов;
-
Формальный подход некоторых сотрудников к вопросам введения ФГОС: организации НОД, моделированию предметно-развивающего пространства, использованию современных педагогических технологий, согласно требованиям новых стандартов дошкольного образования.
-
Наблюдалась низкая мотивация к осмыслению и формированию новых ценностных установок к введению ФГОС ДО, это было связано с недопониманием принципов развивающего образования личностно-ориентированного подхода к образованию ребенка-дошкольника; неумению применить теоретические знания, полученные на КПК, методических мероприятиях в реальной педагогической практике.
-
«Педагогическое выгорание» воспитателей, стаж которых более 20 лет;
-
Ориентация некоторых воспитателей, специалистов на формальный, краткосрочный результат;
-
Трудности в коммуникативной компетентности воспитателей в общении со сложным контингентом родителей и т.п.;
Работа над решением выявленных проблем проводилась систематически и планомерно, в результате чего на сегодняшний день в ДОУ:
1.Нормативная база МКДОУ детский сад «Северяночка» приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», ФГОС ДО на 100%.
2.Разработана и утверждена Основная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО .
3.Реализуется комплекс мероприятий по поддержке и повышению социального статуса и компетенции педагогов МКДОУ детский сад «Северяночка»:
· Курсы повышения Квалификации прошли 100% - педагогического состава МКДОУ и 100% младшие воспитатели;
· 64% педагогов имеют высшее образование;
· 21% педагогов проходят обучение в ВУЗах;
· 29 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию;
· 38 % педагогов имеют первую квалификационную категорию;
· 33 % педагогов прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.
4. Созданы условия для успешной деятельности педагогов; стимулирование профессиональной мотивации, креативности средствами разнообразных форм методической работы, психологической и материальной поддержки, самообразования.
5. Методическая база соответствует требования ФГОС ДО на 94 %.
6. Развивающая предметно-пространственная среда приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО на 100% (приобретены электровикторины, оборудование для проведения исследовательской деятельности – микроскопы, центры воды и песка, интерактивные столы для пескографии и многое другое). Подтверждением данного утверждения служат награды, полученные на конкурсах разного уровня – 14 сертификатов за участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая игровая зона в детском саду», Свидетельство знака качества «Лучшее – детям», Диплом за 3 место в III Всероссийском конкурсе «Развивающая среда образовательного учреждения» и др.
-
Педагоги МКДОУ используют в работе современные педагогические здоровьесберегающие технологии, новые виды детской деятельности (экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей и т.п.); педагогическое сопровождение ребенка, предоставление ему возможности проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому; проектирование детско-взрослой деятельности; педагогический передовой опыт и мастерство; сетевое взаимодействие с родителями и социумом.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что образовательный процесс в МКДОУ детский сад «Северяночка» стал более индивидуализированным, личностно ориентированным, главной целью каждого педагога стал подбор индивидуального «ключика» к каждому ребенку, для полноценного его развития.